Тема: Эльфы, Все об эльфах...
[04-04-2008 15:53]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Этот топ я создал для собираний информации об эльфах...весь матерьял, который тут размещен от меня - не мой!
Но, никто не смеет оскорблять топ и тему, т.к. вся предоставленая информация от научной литерату, исследовательских центров науки, психологических, литературных и прочих ресурсов...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 15:57]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

Есть ли эльфы среди нас,
или о психологических основах эльфийского мировосприятия

-
Сейчас очень бурно обсуждается вопрос о связи фэнтэзийных миров и образов с нашим миром. Особенно читателям нравятся эльфы - из-за того, что это - самый необычный из всех народов, описанных в фэнтэзи (это признают и многие из тех, кто относится к эльфам скептически, например, Макавити). Но - встает вопрос: а как связаны фэнтэзийные миры и выведенные там образы с нашим миром? Точек зрения на это (а значит, и на эльфийскую природу) существует три.
Согласно первой из них, фэнтэзийные миры - это некие параллельные нам миры. И это проще всего представить себе (параллельные миры - очень ходовая конструкция в фантастике!), но естественный минус состоит в том, что непонятно, каким образом параллельный мир оказывает на нас такое мощное влияние, не говоря уж о крайней затасканности этой модели.
Вторая (в общем, не сильно отличающаяся от первой), говорит о том, что фэнтэзи - прошлое нашего мира, но недостаток - тот же. И наконец, третья, наиболее последовательная, состоит в том, что фэнтэзи - это литература, в которой создана своя модель мира, т.е. мир фэнтэзи реален, как математика, но при этом в мирах фэнтэзи используются некие общие для всей литературы образы, которые в современной психологии называются архетипическими1.
В частности, архетипическим должен быть и образ эльфа, и эльфийская природа определяется степенью проявленности в психике соответствующих архетипов.
А если так, то можно осуществить проекцию образов эльфов в фэнтэзи в наш мир и дать людям в реальном мире название эльфов как символ определенных личностных характеристик, обусловленных влиянием тех же архетипов, которые отражены в литературных образах эльфов. При этом аналогия с миром фэнтэзи состоит именно во внутреннем, глубинном содержании, а не во внешней атрибутике, обращение к которой приходит, если надо.
То есть в понятие "эльф" входит нечто большее, чем знание синдарина и даже профессия, связанная с искусством. Перефразировав известное утверждение, можно сказать: "Эльф - это состояние души".
Чем же отличается эльфийский взгляд на мир от человеческого (в смысле фэнтэзи), а также, впрочем, гномовского, хоббитского и т.д.? Отличие следующее (и здесь мы согласны с Макавити): в то время как у людей восприятие левополушарное, "технологическое", "реалистическое", неинтуитивное, то восприятие эльфов основано на правом полушарии, то есть оно прежде всего - интуитивное, основанное не на инструкциях, а на образах, фантазиях, прозрениях.
То есть у человеческого (логического) мышления фундамент в сознании, а у эльфийского (интуитивного) - в бессознательном. И именно такое восприятие позволяет взглянуть на мир в целом, а не с точки зрения того, соответствует ли это какой-то системе.
Черты эльфов описывать довольно трудно, потому что эльфийскую природу не столько определяют с помощью тестов, сколько ВИДЯТ, но можно попробовать описать психологические (а существенны именно они) основы эльфийского мировосприятия.

...


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 15:58]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
Прежде всего, эльфов отличает очень мощная интуиция (аттрактивность), при этом для эльфов, как правило, характерна положительная пассионарность. Почему она не может быть отрицательной? Потому что настоящие эльфы последовательны в своем творчестве, тогда как отрицательная пассионарность - это безволие, нежелание развиваться, познавать, творить, это просто аморфное созерцание окружающего мира без желания что-либо делать, наподобие того, как вел себя Лоханкин в "Золотом теленке" (что касается "гомеостаза" - - то в мире с явными деструктивными силами, явным злом, в "Арде искаженной", эльфам для того, чтобы оставаться самими собой, требовалась положительная пассионарность, то есть эльфы являют собой общество с искусственно поддерживаемым положительным уровнем пассионарности, и их историческим аналогом отчасти являются еврейские общины, хотя стопроцентной аналогии между эльфами и евреями все же нет).
Интуитивность эльфов приводит к тому, что они стремятся проникнуть во внутреннюю сущность вещей, и для них менее важна внешняя атрибутика. Это наводит на мысль, что у эльфов ведущей является не просто интуиция, а именно интуиция возможностей - только через I можно проникать во внутреннюю сущность вещей, именно позволяет воспринимать мировое единство - устройство всего по единому закону, что так характерно для эльфов, вдобавок именно I отвечает за отстаивание своей "программы" в мире, тогда как интуиция времени T - просто следование за событиями (по определениям соционики интуиция возможностей I отвечает за восприятие глубинных внутренних свойств обьектов, недоступных непосредственным ощущениям, а интуиция времени - за восприятие причинной обусловленности происходящих событий и тенденций течения событий.. Кстати говоря, сильная I, проявляющаяся в стремлении к познанию мира, полностью опровергает идеи о "замкнутости" эльфов и их нежелании совершенствоваться. Просто при совсем наивном подходе кажется "если человек долго живет, то ему надоедает окружающий мир" - ведь согласно некоторым гипотезам с возрастом интуиция становится только сильнее, и это вовсе не обязательно должна быть интуиция скептицизма, характерная для Бальзаков! (согласно , "бальзаковское" интуитивное восприятие - как раз является примером интуиции низкого уровня). При этом именно сила обуславливает высказывавшуюся идею, что эльфы не столько создают новое, сколько познают то, что есть, потому что создание материального нового - это преобразование физической, сенсорной части мира, то есть производство, а фундаментальное познание - это интуитивная деятельность, и проявление сути происходящих в мире явлений - это наука и искусство. Поэтому очень характерная черта эльфов в нашем мире - это стремление к творчеству в науке и искусстве, соединенное с нелюбовью к занятию такими сферами, как бизнес и производство, которыми, по мнению эльфов, можно заниматься только по необходимости.
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 15:59]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
Таким образом, главной чертой эльфов является то, что у них - либо ведущая (то есть - типы Дон Кихот, Гексли, Робеспьер, Достоевский - и именно их интуитивный подтип), либо у эльфов обязательно есть подтип.. Кстати говоря, сила и общее сильное правое полушарие обуславливает то, что эльфы действительно не особо тяготеют к технологиям и прикладным наукам, но это вовсе не означает, что они не способны к ним (в общем, на самом деле и фэнтэзи не позволяет сделать вывод о том, что эльфы остались на низком технологическом уровне, так же, как не низкий он и у поселенцев в "Планете изгнания" несмотря на то, что они пользовались той же техникой, что и аборигены).
Просто технологией эльфы занимаются ПО НЕОБХОДИМОСТИ, то есть они живут для того, чтобы творить, а не для того, чтобы обеспечивать себя средствами существования. Сила I приводит к тому, что главная цель эльфов - творчество (а не производство), а видение мира - конструктивное, а не скептическое (это и понятно - ведь эльфов создал Эру для того, чтобы они воплотили его замысел).
Сила I приводит и к некоторой "потерянности" эльфов, и к тому, что для них ценен мир сам по себе, а не конкретное время, они понимают, относительность многих "абсолютных" истин, суетность многих устремлений, второстепеннность материальных благ, и граница прошлого, настоящего и будущего для них не резка (это отнюдь не следствие "усталости от жизни", монотонности и т.д, так как мир можно открывать бесконечно, было бы желание - скорее это следствие того, что у типов с сильной оказывается очень негибкой - она стоит на 7 или 8 месте . Сила правого полушария приводит к тому, что у эльфов сильная этика, и поэтому "безнравственные" поступки встречаются у эльфов достаточно редко - независимо от того, какой философской системы они придерживаются.
Что касается "презрения" эльфов к людям, о котором некоторые любят говорить, то это явление обьясняется хорошо - так часто люди с неразвитой интуицией, особенно если они состоят в структурах власти, ненавидят интуитивных именно потому, что боятся их, будучи не в силах понять из-за неразвитой интуиции и эмоциональной инфантильности то, что они проецируют на их образы свои отрицательные неосознанные качества, срабатывает и комплекс неполноценности, и в компенсацию этой ненависти они сочиняют легенды о "презрении"! То же самое в общем говорит и Финрод .
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:00]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

...

Тем более, что имея сильную, можно быть более уверенным в верности своих решений, видеть то, чего не видят другие. Именно такая встречающаяся у эльфов уверенность и является основой для мифов об "эльфийском тоталитаризме". Примерно такую же основу имеет и точка зрения, что эльфы в основном "живут за счет людей" (многие представители сенсорных типов в силу ограниченности убеждены, что интуитивные личности не приносят пользы, а только потребляют материальные ресурсы).
Этот текст включает в себя попытку определить логически, что такое эльфийское мировосприятие. Но на самом деле "эльфовость" прежде всего определяется интуитивно, и для того, чтобы определить, является ли эльфом данный человек (слово "человек" здесь в широком смысле, кстати, и в комментариях к указывается, что эльфы, "обычные" люди, а также гномы и хоббиты - один биологический вид), следует не тестировать, а просто посмотреть в глаза, и полученное впечатление скажет лучше любых определений.
Однако в качестве примера можно назвать ярко выраженных эльфов, например, среди известных писателей-фантастов - это на наш взгляд Урсула Ле Гуин, Энн Маккеффри, Клиффорд Саймак, Кэролайн Черри и, скорее всего, Пол Андерсон, а также, возможно, кто-нибудь еще. Большая часть авторов к эльфам относится безразлично (например, братья Стругацкие). Есть и явные эльфоненавистники - прежде всего, конечно же, Н.Перумов. Но, как мы уже говорили, антипатия к эльфам обусловлена слабостью интуиции.

-
P.S. В дискуссии на Сибконе-99 заявлялось: "Пассионарность эльфов равна нулю, потому что они почти не склонны к территориальной экспансии". Но ответ на это - в том, что народы с нулевой пассионарностью нерезистентны, то есть не способны сопротивляться внешней агрессии, как, например, это было в Исландии в 1815г., когда Исландию чуть не завоевали пираты Эльфов же нерезистентными считать, конечно, нельзя.
________________________________________
Эленриэль. Толкиенизм как путь духовного восхождения, или о дивном нольдоре замолвите слово.
Макавити. К вопросу об эльфийском менталитете.
Дж.Р.Р.Толкиен. Речи Финрода и Андрет.
В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике.
Тинувиэль, Хольгер. О двух путях развития.
Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.
Л.Н.Гумилев. Конец и вновь начало
____________________________________


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:03]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

Просто один красивый стих...

-

Расскажи мне о прошлом, эльф.
Я ведь знаю - ты видел все.
Мир врывался в твой тихий дом
Вихрем смерти, струей огня.
Все теряя, терял тоску.
Мудрость стала нотой в строке,
И поэтому нет клинка
В обращенной ко мне руке.
-
Расскажи мне о том, что есть,
Что хранишь ты в глуши лесов,
Тишину или чистоту,
Свет эпох или тьму времен?
Земляничная кровь в траве
Под стеклянным дождем росы:
Или, может, другая кровь
Заблестит на рассвете дня?
-
Молкнут песни о прошлых днях:
Расскажи мне о будущем, эльф.
Вижу я этот мир, как ты,
Даже с горечью старых ран.
Или лучше давай вдвоем
Мы послушаем песни звезд,
Помолчим в отголосках трав,
В водопадах ночной реки.


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:06]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Стих...
-
Ваше утро прошло, ваш рассвет отпылал,
И горят в небесах звезд вечерних алмазы.
Ваш народ созидал, ваш народ разрушал,
Вы ковали мечи и гранили топазы.
-
Вы слагали стихи, вы клялись убивать,
Яркой сталью разили ангбандскую тень.
Вам легко было петь, тяжело забывать…
Но желтеет листва, ваш окончился день.
-
Солнце в легком плаще, в золотистых шелках
Над землею прошло по резному мосту.
Уплывая, молись о попутных ветрах,
Оставляя последнюю нашу Звезду.
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:07]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Стих...
-
Полночь отворяет зеркала.
Оплывают свечи на столах.
Тени собираются в углах.
Лунный луч прилип к оконной раме:
Мрак сгорает в пламени свечи,
Сердце въяве наполняя снами.
Нас зовут иными именами,
Только мы пока не знаем сами,
Как же это имя прозвучит.
Шорохом лесной травы в ночи?
Звоном струн? Холодным звоном стали?
Отчего глаза грустнее стали?
Это не бывает без причин,
Это не бывает без причин,
Только здесь причины нету вроде.
Просто эльфы в нашу жизнь приходят,
Просто молча в комнату заходят
И садятся кругом у свечи...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:25]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Матерьял из Толкиена
-
Итак, эльфы. По Толкиену эльфы - старшие Дети Илуватара, у которых чрезвычайно обострено чувство гармонии окружающего мира и чувство своей гармонии с окружающим миром (чем, собственно, и обусловлены необычные свойства и эльфийского искусства, и материальных предметов, сделанных эльфами). Очевидный синоним гармонии - красота, а чувство красоты, конечно же, активизирует стремление к творчеству. Естественный вопрос - как это могло бы отображаться в нашем мире? На наш взгляд, наиболее естественный образ эльфов в нашем мире с точки зрения ориентации на красоту как главную ценность - это творческие личности, для которых творчество и познание является программной ценностью (вероятно, самым ярким примером такой личности является Нильс Бор, см. его жизнеописания в [12]). Их черты можно описать с помощью разных психологических классификаций. Так, с точки зрения гумилевской концепции пассионарности эльфов отличает положительная пассионарность. Это понятно - заниматься творчеством без положительной пассионарности немыслимо: с отрицательной пассионарностью личность быстро начинает деградировать, и все, чем она владеет, приходит в запустение, а с нулевой пассионарностью можно лишь поддерживать стабильность при отсутствии внешних угроз, но не создавать новое. Кроме того, в рамках той же концепции эльфов от большинства людей отличает аттрактивность - ориентация на идеалы (по Канту, все идеалы сводятся в конечном счете к трем - истине, красоте и справедливости) в противовес преобладающей у "обычных" людей ориентации на земные ценности - достижение материальной пользы либо страх наказания (подобные ценности "заземляют" взгляд на мир и закрывают горизонты творчеству). С точки зрения соционики все это означает, что у эльфов сильна интуиция, причем наиболее вероятно, что эльфы либо будут интуитивными экстравертами, либо обладателями сильной интуиции возможностей [13]. Если же попытаться описать эльфов с позиции психософии - еще одной системы психологических типов, представленной в [14], то для эльфов характерны высокая (1-я или 2-я) Эмоция в силу их тонкочувственно-эмоционального мировосприятия и низкая (3-я или 4-я) Физика в силу их низкой привязки к материальному миру. Кроме этого, у эльфов практически не встречается 4-я Воля (в силу того, что им органически присуще чувство собственного достоинства) и сравнительно редка 1-я Воля (для эльфа естественнее чувствовать гармонию, чем доминировать), а наиболее вероятна 2-я (в основе которой признание своего достоинства вместе с уважением достоинства окружающих).
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:25]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
С точки зрения христианства эльфы - народ, не знавший коллективного падения [15]. Естественный вопрос - в чем это проявляется и какой аналог этого факта можно было бы найти в нашем мире? Иногда утверждают, что в мире Толкиена это прежде всего проявляется в бессмертии эльфов. Бессмертие эльфов в нашем мире не воспроизводимо, но оно по сути не является решающим фактором - ведь и людям в молодости вне зависимости от уровня духовного развития не слишком свойственно задумываться о старости и смерти. Иногда отсутствие падения связывают с отсутствием в поступках эльфов мелкого бытового зла, но и это на наш взгляд не является решающим фактором: при достаточном уровне культуры мелкое бытовое зло минимально, но чаще всего похожим на эльфа при этом не становишься - не случайно так докучают "правильные" личности. На наш взгляд, падение людей и отсутствие его у эльфов состоит в том, что люди подчинены власти материального мира - а именно, в них доминирует стремление к выживанию (что лежит в основе концепций марксизма и фрейдизма). Для эльфов же доминирующим является не стремление к выживанию (поскольку эльфы - часть Арды, жизнь в Арде им дана "по определению"), а более высокие (с точки зрения как христианской этики, так и, скажем, пирамиды потребностей Маслоу или гумилевских уровней пассионарности) потребности, например, стремление к творчеству и реализации талантов. Поэтому естественно, что доминировании таких потребностей можно считать естественным аналогом эльфийского характера в нашем мире.
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:26]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
Подробно мы описали черты эльфийского мировосприятия раньше [13]. Но стоит напомнить, что проекции (аналоги) черт эльфов Арды в нашем мире, кроме уже упомянутого обостренного стремления к творчеству и красоте - следующие. Во-первых, это некоторая ахроничность (вневременность) восприятия, проявляющаяся в умении абстрагироваться от состояния текущего момента в пользу вечного (которая в рамках мира Толкиена есть следствие бессмертия эльфов), с точки зрения соционики это - усиленная интуиция возможностей (которая отвечает именно за восприятие того, "как могло бы быть", а не реального времени). Во-вторых, это обусловленное той же интуитивностью явное преобладание идеальных мотивов в труде и активности перед материальными (в мире Толкиена это следствие того, что эльфы - непадшая раса, и библейские слова "в поте лица своего добывай хлеб свой" к ним неприменимы; в нашем мире, понятно, эту модель поведения можно воспроизводить лишь приближенно, однако, она может быть воспроизведена в очень сильной степени - нелишне вспомнить и слова французского богослова Оливье Клемана о том, что настоящее творчество всегда бескорыстно [16]). В-третьих, это целомудрие и чистота мировосприятия (эльфы - это народ, не тронутый злом, и если вспомнить евангельские слова "кто не примет Царство Небесное, как дитя, тот не войдет в него" (Мк, 10, 15), то понятно, что для эльфов как раз было характерно именно такое восприятие Высшего). Обязательно надо отметить также стремление эльфов воспринимать мир через правое полушарие (т.е. восприятие у эльфов - образное, а не схематическое). Это в мире Толкиена проявлялось в том, что у них любой труд был сродни искусству, а изделия не повторялись. В нашем мире это, понятно, воспроизвести очень трудно, поэтому для многих ощущающих себя эльфами наиболее адекватными сферами оказываются искусство и фундаментальная наука - наиболее "образные" сферы активности. Более того, для эльфов характерно осознание себя Детьми Эру, которым по праву принадлежит мир, и следующее из этого естественно чувство собственного достоинства и стремление к поиску позитивных, а не негативных, черт в окружающем мире. Так, эльф скажет "без меня Божественный замысел не совершится", а не "я не должен помешать осуществлению Божественного замысла", тогда как большая часть духовно-назидательной литературы настолько зациклена на пороке, не рассматривая позитивные решения совсем, что читая ее, иногда кажется "зачем вообще что-то делать?". Восприятие себя Детьми Эру также имеет естественный аналог в христианской литературе. Как известно, христианство знает три пути: путь раба, путь наемника, путь сына (см., например, тексты митрополита Антония Сурожского). И для эльфов подходит только путь сына, других путей они просто не могут допустить (например, им совершенно абсурдным кажется использование такого широко распространенного "стимула", как боязнь наказания). А в качестве вывода - ориентация на активность и позитивность в нашем мире есть, таким образом, естественный аналог непадшести эльфов в мире Толкиена. Поэтому и наиболее естественный путь эволюции для эльфов в нашем мире состоит не в избежании пороков, а в реализации позитивных решений. Впрочем, этот путь, на наш взгляд, подходит не только для эльфов, потому что именно совершенствование достоинств безгранично, а борьба с пороками во многих случаях похожа на бесконечное переписывание одной и той же страницы текста.
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:28]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

...
Таким образом, мы видим, что практически все существенные черты эльфов мира Толкиена находят аналог (проекцию) в чертах характера, встречающихся в нашем мире. Поэтому естественно считать носителей таких черт аналогами (проекциями) эльфов в нашем мире, тем более, что значительная часть из них при знакомстве с Ардой выбирает именно эльфийскую квэнту (что очень хорошо ложится в концепцию Игры, разработанную Тэлпе [17] - отметим, что в основе концепции Игры лежит именно созвучность внутреннего мира, а внешние признаки играют минимальное значение). Эти черты, к тому же, довольно заметно выделяются на фоне "среднего" типа поведения и ценностей - так же, как выделяются среди людей настоящие поэты и художники (мировосприятие которых иногда оказывается вполне эльфийским).


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:33]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

Тинувиэль, Хольгер,
а также
Эленриэль и Эльвинг

-
Что такое эльфийское восприятие мира
-

Уже очень много говорилось о "дивности", о совершенно необычном - "эльфийском" видении мира. Те, кто им обладает, непохожи на других, всегда бросаются в глаза, хотя могут обладать совершенно неяркой внешностью (1) (и наоборот, часто обладающие яркой внешностью и даже называющие себя эльфийскими именами на самом деле никакими эльфами не являются - одному из авторов этого текста приходилось наблюдать, как в стельку пьяный субьект, размахивая руками, громогласно требовал пропустить его на некую встречу, утверждая, что он эльф, причем не какой-нибудь, а Гэлдор).

Необычным в них является прежде всего восприятие мира. А называть себя они могут по-разному: кто эльфами, кто всадниками драконов, кто фрименами или Дерини... но тем не менее их обьединяет общее восприятие мира, которое лучше всего назвать эльфийским, потому что наиболее ярко оно прорисовано именно у толкиеновских эльфов (более того, такое восприятие встречается не только у любителей литературы стиля фэнтэзи, но и у поклонников некоторых философско-психологических систем, например, психологии К.Юнга или, скажем, идей Владимира Соловьева). Именно это видение мира и делает их необычными, отличающимися от всех окружающих и такими бросающимися в глаза.

Так что же отличает эльфов? Прежде всего у эльфов выраженно романтическое восприятие, причем они стремятся видеть мир в целом, как бы вне времени и пространства, стараясь не цепляться за что-то одно - а тем более не цепляться за всякие "очевидные" вещи, и вообще эльфы стараются как бы подняться над обыденным восприятием, считая "очевидные", "обычные" вещи либо какой-то частью мирового единства, либо совершенно проходным делом, не заслуживающим особого обсуждения (простейший пример - нелюбовь многих эльфов к бестолковым долгим витийствованиям на хозяйственную тему - например, когда предлагают поговорить о посадке картошки, но вместо того, чтобы за 15 минут договориться о подготовке посадочного материала и т.д. два битых часа рассуждают о том, что "последние годы стоят плохие погоды", и что денег не дают на сельское хозяйство и вообще не дают, и косточки перемывают кому угодно - от правительства до соседей, и вот уже эльфу хочется сказать таким обывателям: "А может, все-таки договоримся, как садить картошку?"). Для эльфов не имеют особого значения потребности текущего момента, все это они рассматривают просто как обстоятельство, с которым надо считаться для успеха дела, а не как настоящую ценность (например, государственные установки - так и хочется вспомнить дом Феанора, который абсолютно не хотел следовать установкам валар, часто эльфы не любят иерархии, считая, что надо идти за теми, кто этого заслуживает, а не за теми, кто занимает должность). Эльфы никогда не замыкаются на чем-то поверхностном, очевидном, они как бы стараются смотреть вглубь и приблизиться к мировому единству, т.е. к полному воплощению замысла Илюватара. Поэтому эльфов всегда притягивают глобальные философские, мистические теории - или науки с глобальным, фундаментальным, а не сиюминутным содержанием. Из этих теорий они пытаются обьяснять все, а соображения обыденности для них малозначимы. И существенно, что они стремятся продвинуться в изучении этих наук и теорий, достичь в них высокого уровня, а не "нахвататься по верхушкам", так как поверхностные знания не приближают к мировому единству.


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:34]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
Для эльфов существуют - неявно - "подходящие" и "неподходящие" профессии ("неподходящие", понятно, не в том смысле, что ими заниматься запрещено, а в том, что настоящий эльф такой работой станет заниматься только "под дулом пистолета", например, профессия бухгалтера), точно так же бывают "подходящие" и "неподходящие" круги общения, темы для разговора и т.д., скажем, большинство эльфов не любит обсуждение тем денег, бизнеса и коммерции, а также не любит общаться с людьми, занимающимися этими сферами (все эти "неподходящие" профессии и темы обьединяет зацикленность на сегодняшнем дне и сиюминутных вещах).
Другое дело, что на сто процентов такую установку не выдержишь - но все же "неподходящими" вещами эльф будет интересоваться только по необходимости. Но это в основном касается "негативной" стороны в восприятии эльфов. Что же до "позитивной", то эльфов отличает то, что в основе их мировосприятия всегда лежит некая целостная система, которую они распространяют на все сферы окружающего их мира (т.е. уровень развития от 5-го и выше). Причем эта система - не "ремесло" или свод норм, а основа мировоззрения, и она не замыкается на каком-то одном учении, будь то христианство или, к примеру, какая-нибудь книга типа "Дюны" Ф.Херберта. Примеры известны. При этом понимание этой системы является глубоким, то есть используется для понимания смысла вещей и их связи в мире "в целом", а не сводится только к узкому, "профессиональному" применению или к внешним обрядам (и вообще эльфу трудно зацикливаться на профессии - эльфов как раз отличает многосторонность).
Многих эльфов, например, интересуют различные религии - и они рассматривают их не как свод формальных обрядов (и более того, терпеть не могут, когда кто-то нажимает именно на обряды), а как то, что проходит через всю ткань мира, через что следует оценивать абсолютно все, причем они никогда не говорят, что религия выше науки или искусства - они воспринимают их единство. Эльфов интересует наука - но не как "ремесло", а как часть некоего единого знания (поэтому именно для эльфов характерно стремление согласовать науку и религию - и очень позитивное отношение к стремлению сблизить религии), для эльфов в порядке вещей обьяснять что-нибудь аргументами из других сфер (например, обьяснять идеи из мистических книг соображениями квантовой механики, или, скажем, комментировать разные исторические события категориями юнговской психологии).
У эльфов очень своеобразное отношение к течению времени. Их отличает то, что они не так уж много значения придают тому, что происходит именно здесь и сейчас. Более того, для них очень часто события, происходившие очень давно, воспринимаются как происходившие совсем недавно и наоборот, т.е. они как бы одновременно существуют и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, что вполне естественно, если вспомнить о бессмертии эльфов по Толкиену.
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:34]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
...
Существенно то, что видение мира у эльфов - конструктивное, а не скептическое. Эльфы созданы для того, чтобы воплощать замысел Илюватара - и поэтому они стремятся творить, осуществлять, а не выступать в качестве записных скептиков, все отрицающих, и если эльфы что-то не приемлют, то им всегда есть что предложить взамен. Другое дело, что некоторые их идеи кажутся "несвоевременными", опережающими время - причем очень сильно... но время обычно показывает, что они были правы. Следует отметить, что именно это отличает эльфов от большей части андеграунда, который имеет ярко выраженную скептическую установку (а еще по этой причине эльфы негативно относятся не только к зацикленным на "обыденности" людям, но и к многочисленным скептикам и нытикам, способным только обливать все грязью). Что касается внешних проявлений и стиля поведения, то традиционно с понятием "эльфы" принято ассоциировать поклонников книг Толкиена и тех, кто ездит на игры (сюда относятся и внешние проявления - пошив игровой одежды и так далее), но это, во-первых, характерно не для всех эльфов (ну, примерно так же, как не все люди, избравшие для себя христианство, регулярно посещают церковь), а, во- вторых, к этому следует относиться в духе Владислава Крапивина (см. "Мушкетер и фея") - как мушкетером человека делает не шпага, а честь и благородство, "... и кольт на кожаном заду сам собой не делает ковбоя", так и эльфами становятся не благодаря одежде или знанию синдарина (так же, как отнюдь не все глубоко православные люди в совершенстве знают церковнославянский язык), а благодаря восприятию мира (и, конечно, нравственному уровню -понятия "эльф" и "подлость" абсолютно несовместимы). Более того, основная часть из тех, кто пытается стать эльфами {\bf только} через внешние проявления (язык, одежда, ашрамы) этого не добьется, потому что "эльфовость" определяется именно внутренними, интуитивными признаками, которые "сделать" намного труднее, чем, скажем, костюм в средневековом стиле.
Если смотреть на эльфов с точки зрения соционики, то практически все они сочетают положительную пассионарность (стремление к активным действиям, пусть не "сенсорным", а, к примеру - к творчеству, вместо позиции стороннего наблюдателя) с аттрактивностью (т.е. устремлением к возвышенным идеалам вместо жизни "сегодняшним днем"). В основном эльфы - интуитивные экстраверты, хотя часты среди них Робеспьеры и Достоевские, встречаются - реже - и другие типы. Следует заметить, что у эльфов обычно интуиция перевешивает логику, так как формальные правила для них менее значимы, чем мировое единство, и они в большей степени "идеалисты", чем "аналитики", даже если относятся к логическим типам. Это ярко свидетельствует о том, что у эльфов ведущим полушарием является правое, а не левое, как у обычных людей, и эльфам обычно проще создать идею или эмоциональный образ, чем разложить эту же идею или образ по полочкам.
Такая существенная черта, по которой часто узнают эльфов - "потерянный" взгляд, то, что они всегда мысленно "где-то далеко" и не слишком уверенно себя чувствуют в сенсорных проблемах, представляет собой одно из самых ярких следствий интуитивности. И то, что у эльфов при общении трудно определить возраст - следует тоже отсюда, потому что интуитивность характерна в основном для более старших возрастов, в то же время романтическое (а не скептическое) видение мира - для более младших.
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:38]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

Тинувиэль, Хольгер,
а также
Эленриэль и Эльвинг

-

Об Эллери Ахэ и вообще об "окраске"

-

Мы назвали, какими чертами обладают эльфы. Это - романтическое устремление, интерес к творчеству, познанию мира и мирового единства. Однако остается важный момент, который существенно разделяет эльфов. Этот момент - "окраска", то есть - общая оценка мира (что соответствует "третьей оси" Л.Гумилева). Именно, часть эльфов убеждена в светлом характере окружающего мира, считая дурное вокруг - уродливыми пятнами (вмешательство сил тьмы и хаоса), что более характерно для поклонников Толкиена, а также Маккеффри и Херберта, часть исповедует идею, близкую к Дао, считая, что добро и зло - понятия субьективные и "локальные", а наибольшая ценность - гармония (или равновесие) противоположных начал, что встречается у поклонников Урсулы и Муркока, а третьи, сохраняя эльфийские установки, убеждены тем не менее, что в мире преобладает негативное начало, и тяготеют к трагедиям. Последних вполне естественно называть Эллери Ахэ (тем более, что такая установка характерна именно для поклонников "Черной книги Арды").

Однако все эти три вида эльфов, хоть и отличаются по установкам, но являются именно эльфами, и скорее светлый эльф поймет Эллери Ахэ, чем малокультурного среди "обычных" людей. Однако не следует путать Эллери Ахэ со скептиками и нытиками, которые часто встречаются в андеграунде, потому что у Эллери Ахэ видение мира все же романтическое и целостное, хотя и трагичное, а скептики и нытики воспринимают весь мир как сплошную свалку мусора, и их мнение о мире - это обрывки из отрицания обыденности, разбавленные той же обыденностью. При этом существенно, что у Эллери Ахэ этические ориентиры - те же, что и у других эльфов (а вовсе не темные в обычном смысле, такие, как, например, сатанизм, тоталитаризм и т.д.).

-

(1) Описания эльфов, сделанные в книгах JRRT, существа дела не меняют - можно, к примеру, почти идеально соответствовать описанию внешности Галадриэль и тем не менее Галадриэль по характеру не быть. Тем не менее, некоторые черты в стиле поведения, заметные при первом взгляде, часто показывают, что это - именно эльф.

-

Комментарий Митрилиан: Обращаю внимание читателя на то, что слово "эльф" ни разу не поставлено в кавычки. Из этого вывод: рассматриваются только "ушельцы" и, как я подозреваю, хотя бы один из авторов этой статьи тоже ушелец. Позволю себе заметить, что "эльфами" (а также гномами, уруками, и т.д.) называют себя не только ушельцы. И не только они опускают при этом кавычки. Для таких людей, образ "эльф" - не более, чем любимая модель поведения, или, скорее, выпендривания (хотя не все в этом признаются).

-

(2) Мечты, мечты... К сожалению, наличие глубоких знаний о чем бы то ни было - такая же редкость у "эльфов" как и у остальных фэнов. Глубину, правда, можно по-разному измерять. Если обычными методами, то повышенного стремления изучить что-либо по-настоящему, кроме английского языка и боя на холодном оружии, возможно, я не наблюдала. А вот стремление учить всех вокруг - пожалуйста. К авторам данная шпилька не относится. Разумеется, я говорю это исключительно с позиции личного опыта тусовки. (Просьба не кидаться в меня опровержениями, отсутствие повышенного стремления к знаниям в обществе не означает его отсутствия у отдельных представителей данного общества.)


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:41]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Хольгер
-
Комментарий-продолжение к статье
"Что такое эльфийское восприятие мира"

-
Появившаяся недавно статья "Что такое эльфийское восприятие мира", в написании которой я принимал участие, вызвала достаточно неоднозначную реакцию. В связи с этим, мне кажется, имело бы смысл дать некоторые комментарии.
Первое. Насчет того, что слово "эльф" не поставлено в кавычки. По этому поводу тут же начинаются заявления, что в нашем тексте "рассматриваются только ушельцы" (а слово "ушелец", понятно, достаточно пренебрежительное), или сравнения со многочисленными балбесами, которых среди фэнов действительно хоть отбавляй. Так вот. На наш взгляд, очень многое относительно поведения людей (в обобщенном смысле) в нашем мире можно понять, если принять за исходную идею, что отнюдь не все они являются людьми в толкиеновском смысле, а представляют собой аналоги (отражения, проявления, инкарнации -- для любителей мистических аналогий) представителей разных народов Арды. Действительно, посмотрите вокруг -- и вы увидите ярко выраженных хоббитов, гномов, орков (увы!)... а также и эльфов.
Насчет эльфов, кстати, идея не только наша -- она в разных формах появлялась у многих авторов. И даже такой достаточно далекий (насколько я понял) от движения фэнов вообще и толкиенистов в частности человек, как режиссер Роман Виктюк, в одном из своих недавних интервью (то ли в "Неделе", то ли в "Аргументах и фактах") писал о том, что, к счастью (к счастью -- потому что вопреки массовой бездуховности), появилось много "сумасшедших с крыльями", то есть фактически -- эльфов. Что же касается точного определения, что такое эльф (в нашем понимании, которое представляет собой некую проекцию фэнтэзийных -- особенно, понятно, толкиеновских -- образов на наш мир), то дать его трудно, но есть некоторые признаки. Если их формулировать более четко, то это стремление к романтизму и творчеству, или в терминах Гумилева -- положительная пассионарность и аттрактивность.
Для сравнения, подавляющее большинство "дивных от недостатка" (см. статью Эленриэль "Толкиенизм как путь духовного возрождения"), антипатия к которым переносится вообще на всех любителей игр и фэнтэзи -- также отличаются аттрактивностью (стремлением к идеалам, таким, как, например, истина и красота), но не способны отстаивать свои идеи и не пытаются их воплощать (т.е. их пассионарность -- отрицательна), а большинство мастеров имеет положительную пассионарность (стремятся последовательно воплотить свои идеи в реальность), но они ставят перед собой реальные, осязаемые цели (т.е. их отличает не аттрактивность, а "разумный эгоизм", это термин Л.Гумилева). Вернее, "по жизни" мастера могут быть какими угодно, хоть романтиками, хоть реалистами, но в своей "мастерской" деятельности им поневоле приходится проявлять реализм и "разумный эгоизм"... и это, к сожалению, часто приводит к неприятию фантазии и романтических порывов (да, иногда они действительно плохо совмещаются с практической пользой... но всегда ли следует делать выбор в сторону сиюминутной пользы?)
И вообще, очень многие из тех, кто "не от мира сего", кто выбивается из массы посредственностей -- эльфы.
Что касается вопроса об ответственности, то стоит в связи с этим отметить, что (положительная) пассионарность предусматривает последовательность в отстаивании своих идей, что не позволяет "стекать по стенке". Относительно же того, что многие участники игр слабохарактерны, а иногда и прямо совершают неэтичные поступки, можно ответить то же самое -- они при таком поведении не эльфы, даже если так называют себя (а такое поведение характерно для отрицательной пассионарности). И вообще, настоящий эльф (например, светлый) следует не принципу "Я светлый эльф, поэтому мне все дозволено", а принципу "Так как я светлый эльф, то я и должен вести себя в соответствии с нравственными нормами Света" (а такие нормы, причем признанные всеми, и не ведущие к взаимной антипатии, есть -- например, обычная христианская этика). То есть -- для эльфов высокий нравственный уровень подразумевается по их определению (иначе говоря, те, кто не имеет нравственного уровня, эльфами не являются), и ни о какой "проблеме выбора" говорить не стоит.
...
 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:42]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

...

Второе. Насчет низкого уровня большей части называющих себя эльфами. Если почитать наш текст более внимательно, то можно сделать вывод, что те, у кого низкий уровень, как раз эльфами не являются, более того, наш текст с того и начинается, что вовсе не каждый называющий себя эльфом действительно им является. Если, к примеру, некто обьявил себя Феанором, а потом выдал речь действительно очень пылкую, но полную нецензурной брани -- то он не только не Феанор, но и вообще не эльф. Просто мы пытались описать соответствующее состояние души, а не простую игровую роль.

Третье. Скептики выдвигают совсем надуманные претензии, основанные на дословном понимании "источников" (того же Толкиена): к примеру, оказывается, тот, кто считает себя эльфом, не должен читать литературу фэнтэзи потому, что истинных эльфов интересует только их мир! Но на это хочется возразить: а что такое "наш мир"? Только планета Земля? Но не похожа ли такая интерпретация на средневековые представления о плоской Земле с хрустальным небосводом и о шести днях творения по 24 часа в каждом? (кстати говоря, сам Толкиен понятие "Арда" употребляет в нескольких смыслах). То же относится и к другим "лобовым" интерпретациям текстов Толкиена (впрочем, так же, как и других авторов).

Четвертое. У скептиков назойливо, как заклинание, повторяется одна и та же мысль: те, кто считает себя эльфами -- неудачники этого мира, люди, которые не смогли получить достаточный общественный статус, образование, а то и просто -- зарабатывающие мало денег. Но если насчет денег можно ответить, что у творческих личностей особые богатства вообще никогда не водились (а сколько в литературе упоминается бедных поэтов и художников -- перечислять не надо), то с образованием посложнее. Да, среди фэнов много "вечных студентов". Но естественно, что понятия "эльф" и "балбес" несовместимы, так как понятие "эльф" подразумевает высокий уровень, поэтому "вечные студенты" в подавляющем большинстве отнюдь не являются эльфами (что до меня, так я говорил некоторым подобным личностям: "Назвался эльфом -- хорошо учись!"). Это во-первых (не говоря уж о том, что один из авторов статьи об эльфийском видении мира имеет ученую степень, и ни одного выраженного балбеса среди авторов этой статьи просто нет). А во-вторых, уж слишком сильно скептики нажимают на "обычные" ценности, поклоняясь им, точно языческим идолам (помню, когда-то мне говорили, что если я хочу пользоваться признанием, то я обязан со временем купить квартиру, машину и дачу)! Они требуют -- будь "реалистом", то есть расчетливым, хитрым и слегка подловатым, в том числе пресмыкаться перед начальством и существующими нормами во имя достижения высокого общественного статуса. Но не означает ли это обычный житейский принцип: "будь как все и не высовывайся"? Немногого же стоит такой "реализм"! Конечно, нас обвинят в том, что мы защищаем убегающих от родителей подростков, которым посвящена статья Ниэнны "Те, кто в 15 лет убежал из дома". Не обязательно. Более того, встречаться с такими почти не приходилось. Но серые, бесцветные обыватели, такие же, как те, которые в свое время выливали ушаты грязи на тех же абстракционистов (так и вспоминается: "Мазню абстракционистов и Пастернака искусством не считаю. Иван Петрович Кувалда") нам нравятся еще меньше.

...


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:44]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     

...

Последнее время, правда, у противников эльфийского восприятия появился новый аргумент -- среди недостатков эльфов они называют чрезмерное самомнение и пренебрежение по отношению к "обычным" людям, соединенное с требованием к этим людям обеспечивать хорошие условия для творчества. При этом часто выдвигаются и идеи типа "Вы неблагодарны к тем, кто обеспечивает условия для вашего творчества, зато считаете их ниже себя". Но на это так и хочется ответить: все это мы уже проходили! Точно такие же обвинения "пролетарии" бросали интеллигенции в 20-е годы, точно такие же обвинения были основой антисемитской компании в 40-е -- 50-е годы. Может быть, это элементарное неумение "обычных" людей понять непохожих на себя -- тех, кого мы называем эльфами, а особенно резко это неумение понять проявляется при недостатке интуиции и просто общем бескультурии (ведь все обвинения в "элитарности" при детальном рассмотрении оказываются просто дутыми, точно так же, как дутой была и угроза "еврейской экспансии")? Что же касается "неблагодарности" и антипатии, то -- а почему эльфы должны относиться с симпатией к тем, кто подвергает их гонениям, кто постоянно ставит им палки в колеса? Просто большая часть интеллигенции считает, что это следует просто терпеть. А мне кажется, что свои идеи и ценности надо отстаивать (не говоря уж о том, что все общаются преимущественно с себе подобными, и то, что эльфы ориентируются друг на друга, не более неестественно, чем то, что точно так же ведут себя в общении и представители многих профессий -- все общаются в первую очередь с родственными душами, а уже потом -- со всеми остальными). Кстати, особые претензии предьявляют эльфам не столько действительно трудолюбивые люди, сколько мещане, которые сами ничего не умеют делать, но не позволяют никому быть лучше и ненавидят всех необычных, и именно мещане в свое время привели к власти Гитлера (одну из двух непосредственных инкарнаций Саурона). А кроме того, к подобным же претензиям относится и то, что эльфам пытаются поставить в вину то, что их действия плохо вмещаются в сложившийся шаблон поведения. А на это хочется ответить: может, соответствие общества идеалам "золотой посредственности" и лучше, да только век "золотой посредственности" естественно приводит к упадку и засилью тьмы -- вспомните Древний Рим!

Пятое. Насчет профессий. Некоторые сильно обиделись по поводу "неподобающих профессий". Но, во-первых, в тексте явно упоминалась только профессия бухгалтера, а во-вторых, таким профессиям давалось четкое определение -- это те, которые полностью зациклены на сиюминутном и являются нетворческими, как, например, очень большая часть нынешнего бизнеса, устроенная по принципу "купи -- продай", а особенно -- откровенно "антитворческие" профессии и должности, т.е. способствующие тому, что мышление и восприятие становится ограниченным, а иногда и явно препятствующие творческой реализации окружающих, как, например, в прошлые времена работа в Главлите (проблемой "антитворческого" восприятия я сейчас занимаюсь, рассчитываю скоро подготовить текст на эту тему).

И никакие "программисты и экономисты" в тексте не упоминались.

Конечно, некоторые скажут, что я описал каких-то идеальных личностей, которых на самом деле не бывает. Бывают! Вот только среди фэнов и особенно участников игрищ их маловато, но это другой вопрос (фактически, критика П.Скулачева, Макавити и еще ряда людей относится не к эльфам, а как раз к "средним" участникам игр, и я с этой критикой согласен). Но дело в том, что существенные моменты этой критики зацепляют не только и не столько "средних" фэнов, которые ее действительно заслуживают (потому что для них характерны и поверхностность и необразованность -- некоторых среди моих знакомых завсегдатаев КЛФ и клубов ролевых игр 6 (шесть!) раз выгоняли из институтов за неуспеваемость), но вообще романтиков, людей, видящих дальше среднего шаблона и поэтому плохо в него вмещающихся. Именно такие нападки на романтиков и романтический взгляд, несправедливые обвинения в их адрес, пусть даже обоснованные полезностью и целесообразностью, и заставили меня написать этот текст.


 
 
 
Цитировать
[04-04-2008 16:49]
Сообщений: 397 Статус: Слух форума   
     
Толкиен
-
Почему люди хотят играть в эльфов
-
В своих письмах Толкиен часто говорит о том, что многие люди испытывают эту странную и неизбывную жажду "иного", "страдают от полученной в наследство от предков тоски по мистической духовной пище"5. Теперь я поняла, что, то, о чем я раньше только догадывалась - истинно. Книги Толкиена нравятся многим, кому-то они безразличны, но для некоторых они становятся откровением и остаются с ними на всю жизнь. Потому что эти немногие всегда испытывали ту необъяснимую жажду, и, хотя в разрез с распространенным мнением, не произведения Толкиена вызвали ее, ими можно ее утолить.
Толкиен в своем творчестве поднимает многие значимые для человечества темы, одной из самых серьезных традиционно принято считать тему Власти. Но как сам создатель Арды признается в письме к своей читательнице Роне Бир: "Стремление к Власти - это лишь мотив …сила, приводящая в движение события… В книге речь главным образом идет о Смерти, и Бессмертии; и "путях к бегству" о циклическом долгожительстве и накоплении воспоминаний"6. А эти темы являют себя через Детей Господа, Эльфов и Людей.
И, не забывая о "величии малого", не единой внешней красотой прельщаясь, мне, как думаю многим и многим другим, более всего близок и интересен, стал именно Дивный Народ.
В чем притягательность эльфов Толкиена - об этом можно говорить очень долго и очень серьезно, что уже неоднократно и делалось многими. Я ограничусь краткой цитатой самого Профессора, которая, по-моему, разъясняет все: "Эльфы воплощают …художественный, эстетический и чисто научный аспекты человеческой натуры, возведенные на уровень более высокий, нежели обычно видишь в людях".
И, не смотря на то, что многие толкинисты, особенно Играющие, свободны от прямолинейной веры в реальность Арды, реальность каждого конкретного персонажа, описанного Толкиеном, мы не можем не думать о них, как о живых и важных для нас.
Вот уже почти десять лет, как я прочитала книги Профессора, но моя любовь к ним, их актуальность свежесть - все не ослабевает. Многое в моей жизни переменилось, разумеется, я повзрослела, и несколько утратила юношескую пылкость, но и сейчас, иногда, я ловлю себя на мысли, что я думаю об эльфах. Думаю о них не как о героях книг, а как о живых, хорошо известных мне личностях (как, например, о своих знакомых, соседях, коллегах)…
Они слишком реальны, не смотря ни на что. Они слишком хорошо воплощают эти самые "аспекты".
 
 
 
Цитировать
 1 2 3 4